Творческое объединение «ВНЕ…»
представляет живопись, графику, скульптуру и
гобелены совершенно разных художников, считающих искусство материализованнойэмоцией.
Творчество художников объединяет активная работа с цветом и пластикой, честное, некоммерческое отношение к своему делу,
позволяющее в любых жизненных обстоятельствах искать свою единственную творческую дорогу. Вне суеты…
«Пишу не предмет и не пейзаж, а чувство, которое
переживаю – то, что трогает и восхищает в происходящем. Может поэтому
мою живопись называют чувственной. Это мой «таинственный сад».
фрагмент экспозиции работ Елены Гориной на
выставке"Вне суеты"
Закончила Московский государственный художественный
институт им. В.И. Сурикова. Член Московского союза художников и
международной творческой организации «SPLENDER DES
BEAUX-ARTS» (Франция). Работает в
техниках: масло, темпера, пастель, акварель, печатная графика, керамика,
фреска, артобъекты. С 1978 года участник более сотни выставок:
московских, республиканских, всесоюзных, международных и зарубежных.
Награждена дипломом Российской Академии художеств. Работы находятся в
коллекциях Дрезденской галереи (Германия), FLORIDA
INTERNATIONAL MUSEUM (США), CITE DES ARTS
(Франция), в Фонде Славянской культуры (Голландия), в Московском
музее современного искусства, а также в частных собраниях Европы, Азии и
Америки.
"Сад красных цветов", 2006, холст, масло
Творчество Елены Гориной поражает щедрым многообразием:
живопись, графика, арт-объекты, керамика, иконопись. Свободное владение
множеством изобразительных средств: масло, акрил, акварель, темпера,
линогравюра, литография, пастель, карандаш, перо, уголь...
Всё это профессиональное богатство направлено к стремлению
“материализовать” эмоцию. Художника интересует человеческая душа. Горина
отождествляет искусство и жизнь в их чувственном, конструктивном начале.
Поиск форм, способных выразить напряженную духовную сущность, привел к
созданию собственного стиля. Он нетрадиционен как для реализма, так и
для авангарда, хотя несет в себе черты и того, и другого. Если
последовательно рассматривать ее произведения, начиная от 70-х годов,
видно, как от «академии», а потом от эмоционально-зрительных
впечатлений, художник переходит к осмыслению цвета и формы как способа
выражения определенных состояний человеческой души. Люди в метро,
куда-то спешащие женщины, улицы под ветром и дождем, характерные черты
современников, цветы, любовные утехи, Бог и Космос, сны и забавные
сценки действительности ─ для Гориной повод воплощения чувственной
энергии на холсте или бумаге.
Главное в живописном и графическом языке Елены - трепетное ощущение
цвета, тончайших его оттенков, сочетаний тонов, когда, кажется, один
рождается из другого, но уже со множеством переходов, образуя
удивительную цветовую гамму, к которой подчас трудно подобрать
какое-либо исчерпывающее определение. Цвет и колорит, гармония,
построенная на согласии и контрастах цветовых пятен, виртуозная
многослойная техника живописи, чувственная пластика рисунка позволяют ей
создавать сложную свето-воздушную среду, в которой цвет понятие, а
форма образ. Ее картины несут в себе энергию напряжения, неожиданную
гармонию противоположностей. Они воспринимаются как образ нашего бытия.
Социальное напряжение 90-х годов не могло не отразиться в творчестве
художника, ставящего «во главу угла» состояние человеческой души.
Беспокойство, социальные конфликты в обществе нашли этим чувствам
адекватное изобразительное решение в таких работах как «В чужом лесу»,
«Конец утопии?», «Между небом и землей», «Городской снег», «Не дергайте
больно!». Острая экспрессия ее работ этого периода была хорошо
воспринята художниками и искусствоведами. Но именно в это время Елена
приняла для себя как художника важное решение: она запретила себе
переносить негативные эмоции на холсты или бумагу. По мнению Елены
«художник не должен умножать образы зла».
Поиски проявлений многомерности личности и мира, выходят в творчестве
Елены на первый план. Библейские темы с вечными проблемами человеческой
жизни, вне зависимости от времени и места действия, органично вошли в ее
искусство. Художник обращается к лучшим нравственным и духовным
качествам людей, к их вере и надеждам. Ее работы то более, то менее
реалистичные, а иногда совсем абстрактные, всегда направлены к созданию
образа чувства, к переводу происходящего из сиюминутности во
вневременное, основное состояние души. Елене удалось овладеть всем тем,
что является ее целью - "чувственная энергия обрела самостоятельную
материальность".
София Владимирова, искусствовед
"Одинокое Рождество", 1987, монотипия
Если в мазке кистью - жизнь, то в красочном месиве -
океан страстей. "Красочным месивом" называет свою живопись Елена Горина.В 1979 году она окончила факультет графики Московского
художественного института им.Сурикова и была готова к "нормальному", то
бишь реалистическому, творчеству простого советского графика. Ни о каком
красочном месиве речи не шло. Зато шло время, а вместе с ним росло
разочарование в концепции мира как скопления предметов: в том виде, в
каком их принято было изображать, предметы никак не передавали чувство -
то, на чем стоит наша жизнь и искусство, ее преображающее. Так,
предметность вытеснилась музыкальностью, пришло понимание сродства
живописи и музыки.Но почему же все-таки "месиво"? Почему в красочном
пятне мы должны? обязаны? вынуждены? видеть непременно жизнь, чувства, а
не... красочное пятно? Вольно было Артуру Рембо окрашивать каждый звук
(и - в красный, о - в синий, у - в зеленый) - кто из нас, читая стихи,
может похвастаться цветовидением? Вольно ж и Гориной плотностью
цветового пятна выражать "плотность чувств в пространстве души" - кто из
нас вглядывался в собственную душу, чтобы судить о том, в какой цвет она
окрашена? Художница считает, что живопись материальна: другими словами,
то, что изображено, это одновременно и то как это изображено. Мазок и
есть предмет изображения, и если им выражается чувство (как у Рембо звук
о синим цветом), то множество таких мазков ("красочное месиво"!)
обозначит бурление страстей, а их плотность станет характеристикой души,
если у души, конечно, может быть характеристика...В живопись Гориной, в
ее почти сезанновские попытки пробить, продырявить цветом плоскость
холста, в жизнь ее цветовых пятен, то прилипающих друг к другу, то
разбегающихся во все стороны в общем красочном месиве, как и во всякую
подлинную живопись, надо не вдумываться, но -вчувствоваться,
вслушиваться, пытаясь сквозь шумы опредмеченного мира уловить "музыку
сфер".
Игорь Беленький, искусствовед
"Переславль. Новый Трубеж" 2004. Картон, золото, темпера
Фильмы о Елене Гориной:
РИСУНКИ ЕЛЕНЫ ГОРИНОЙ 1969-1974
Первый видеокаталог
рисунков художника Елены Гориной, снятый в то время, когда только
появились первые любительские видеокамеры. И рисунки Елены, и само видео
стало отражением времени- уже далёкого . Фильм
Владимира Солдатова
Передача канала ТВ-ЦЕНТР о Елене Гориной
"МИР ЕЛЕНЫ "
Режиссер Виктория Трубникова
Сюжет о Елене Гориной из передачи
"ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ"
московского телеканала
Режиссер Виктория Трубникова
"Даймлер" и время, или 10 холстов за 30 дней"
(история "Даймлера" в живописи Елены Гориной - для
презентации новой модели автомобиля)
"Живопись, графика и другое..."
(работа над деревянной скульптурой во дворе Фонда
славянской культуры, Голландия ,1991)
Фильм о росписи Еленой Гориной
стен храма Святителя и Чудотворца Николая
в Сочи-Лазаревское
"СИНТЕЗ"
Модерн-балет Фаруха Ниязали на персональной выставке
Елены Гориной в ЦДРИ